Николай Александрович Бердяев (1874-1948)


'Смысл творчества' цитируется по изданию 1916 года:
Николай Бердяев. Смысл творчества (опыт оправдания человека). М.: Изд-во Г.А.Лемана и С.И.Сахарова, 1916. Электронная копия (с исправленной орфографией): 'Смысл творчества'.

'Философия неравенства' цитируется по изданию 1923 года:
Николай Бердяев. Философия неравенства (письма к недругам по социальной философии). Берлин: Изд-во 'Обелиск', 1923. Электронная копия (с исправленной орфографией): 'Философия неравенства'

Юрий Ревич

Михаил Анчаров и философия Бердяева

'Две вещи оправдывают существование человека на земле: любовь и творчество'
приписывается И. Бродскому

Краткая биография

Николай Александрович Бердяев родился в 1874 году в дворянской офицерской семье. Учился в Киевском университете, но был отчислен за участие в студенческих беспорядках. В молодости увлекался марксизмом, занимался революционной деятельностью, дважды арестовывался. Был близок сначала к социал-демократам, затем к 'Союзу освобождения' (будущие кадеты, сыгравшие большую роль в Февральской революции и Временном правительстве). Участник известного сборника 'Вехи' (1909), критиковавшего революционный радикализм русской интеллигенции.

Бердяев с восторгом принял Февральскую революцию и отрицательно отнесся к большевистскому перевороту. В 1917-22 годах вел активную общественную работу, организовал 'Вольную академию духовной культуры', в 1920 году был избран профессором Московского университета. Опять дважды арестовывался, допрашивался лично Дзержинским и Менжинским, но был отпущен и даже имел охранную грамоту на квартиру с портретами предков и библиотекой.

В 1922 Бердяев был выслан из России в числе других 'буржуазных' мыслителей на знаменитом 'философском пароходе'. В Берлине организовал 'Религиозно-философскую академию', позднее переехал во Францию, где в пригороде Парижа жил до самой смерти в 1948 году. В 1946 году получил советское гражданство, но в Россию так и не вернулся, возможно, просто не успел. В 1924-40 годах был директором издательства YMCA-Press, игравшего ведущую роль среди эмигратских русскоязычных издательств, с 1942 по 1948 семь раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Бердяев опубликовал около 40 книг и несчетное количество статей.

Наиболее полное и тщательно подготовленное собрание текстов Бердяева находится на сайте электронной библиотеки Одинцовской епархии Русской Православной Церкви, в том числе и источники в этой статье также взяты оттуда. Взгляды Николая Александровича в своей основе сложились в начале XX века, впоследствии только дополнялись и уточнялись. Все его многочисленные труды имеют одну и ту же особенность, которую не может не заметить внимательный читатель: в каждом из них можно найти основные черты его целостного учения. Поэтому для ознакомления со взглядами Бердяева в принципе можно начинать с любой его книги. Основополагающим трудом Николая Александровича обычно считается 'Философия свободы' (1911).
Большая часть того, что я излагаю далее, основывается на книге 'Смысл творчества', опубликованной в 2016 году. Актуальна в современном контексте также 'Философия неравенства' (публикация 1923 года, см. ссылки в начале текста).

Особенности литератора и мыслителя Бердяева

Николай Бердяев заслуженно считается одним из самых образованных и широко мыслящих представителей русской интеллигенции. Его энциклопедическая образованность охватывала не только религиозную и философскую области, он следил за развитием истории и естественных наук, хорошо разбирался в художественной литературе, истории музыки и живописи. Свободно владел немецким и французским языками, в эмиграции лично познакомился с рядом ведущих немецких и французских философов. Читать его тексты, даже относительно популярные (вроде 'Истоки и смысл русского коммунизма'), местами чрезвычайно тяжело, так как он легко в одном абзаце может перескакивать с имен средневековых схоластов на французских католических теософов и с давно забытых античных классиков на мистиков и оккультистов, причем предполагая, что читатель знает, о чем речь. Термины, если ему не хватало общепринятых, он не задумываясь, изобретал самостоятельно. Для себя я определял владение языком его текстов, как 'русским со словарем'.

При всем том он блестящий стилист и убедительный публицист, очаровательно старомодный в построении фраз и многих оборотах речи. По этой причине заранее извинюсь перед читателем за некоторую перегруженность текста цитатами: результаты попытки пересказать идеи Бердяева своими словами неизменно оказываются хуже, длиннее и запутаннее, чем лаконичный и афористический, как будто специально подготовленный для цитирования текст автора.

Как мы увидим, у Анчарова много общего с Бердяевым - с учетом, конечно, поправки на образование, эпоху и целевую аудиторию. Анчаров всегда старался подчеркнуть материалистический характер своего мировоззрения, пусть нередко у него это и выходило довольно искусственно. Бердяев наоборот - выводил все свое учение из существования Бога. Но выводы, к которым они приходили, часто схожи даже чисто текстуально.

Возникает законный вопрос - не мог ли Михаил Леонидович быть знаком с текстами Бердяева? Теоретически ведь мог - 'Смысл творчества', на который я в основном опирался при подготовке этой статьи, вышел в 1916 году, и к 1930-40-м наверняка еще задержался у кого-то в домашних библиотеках. Однако, я сразу по двум причинам уверен, что Анчаров о существовании бердяевского учения осведомлен не был. Во-первых, вся русская православная философия была в сталинское время под запретом, а Михаил Леонидович не вращался в кругах, склонных к изучению 'антисоветской' литературы. Во-вторых, он всем своим воспитанием был настроен скептически к рассуждениям на религиозных основаниях, и едва ли стал бы углубляться в подобные тексты, даже если бы они случайно попали к нему в руки. Скорее перед нами просто явления из одного и того же ряда - поиски новых смыслов в условиях дискредитировавших себя старых культурных институтов. При этом отправные точки для такого поиска у Бердяева и Анчарова схожи почти до идентичности: ценности, легшие в основу философии эпохи Возрождения с поправками в сторону русского религиозного экуменизма.

Философ Бердяев

Википедия называет Бердяева представителем русского персонализма (относя к нему, между прочим, и Достоевского), но это слишком размытое определение - по признанию исследователей, существует много разных 'персонализмов'. Потому правильно сказать, что Бердяев - основатель совершенно особой ветви русской религиозно-экуменистической традиции.

Бердяев полагал, что человечество существует в двух мирах — мире тварном, материальном и в мире духа. Свободным человек может стать только во втором, в материальном мире довлеет необходимость и ограничения. Политику с экономикой и завязанные на эти 'тварные' сущности философские направления он считал совершенно вторичными и неполными. Он ставил на одну полку и экономический либерализм с рыночными отношениями, и Маркса с его детерминистической предопределенностью исторического процесса: и то и другое он считал за крайнее принижение человека, окончательное подчинение необходимости, миру вещей.

Вся философия Бердяева принципиально религиозна, даже консервативно-религиозна, но далеко выходит за рамки обычного консерватизма. Он ни в грош не ставил Церковь, называет ее 'школой для воспитания малограмотных младенцев' (что не мешало ему разносить в пух и прах учение другого противника Церкви Льва Толстого). 'Святоотеческое' учение христианской Церкви он называет 'упадочным' и упрекает за полную погруженность в 'искупление греха', при отсутствии какой-либо положительной программы: 'Искупление греха, спасение от зла само по себе отрицательно, и конечные цели бытия лежат дальше, в положительной, творческой задаче. : Человеческая природа, подобная Творцу, не могла быть сотворена Творцом лишь для того, чтобы, согрешив, искупить свой грех и в дело искупления вложить все свои силы на протяжении всего мирового процесса. Такое понимание человеческой природы не соответствовало бы идее Творца, принижало бы богоподобное достоинство человека'1.

Точно так же он критикует материалистов-позивистов, марксизм, атеизм и деизм. Он яростный сторонник прогресса, но прогресса не материально-технического, а духовного. И, разумеется, экуменист в широком смысле этого слова - сторонник единой истории всей духовной мысли человечества. Причем православие в сравнении с католицизмом он полагал в чем-то глубоко и необратимо застрявшем в прошлом, а в чем-то более прогрессивным и содержащим в себе ростки нового.

Характерная особенность критических взглядов Бердяева на любой предмет - то, что он никакую критикуемую позицию не отрицает до конца, признавая за ней правдивое отражение неких отдельных сторон действительности. Он признает и тщательно извлекает крупицы правды и в экономическом либерализме, и в марксизме, и в традиционном Церковном учении или в глубоко нелюбимом протестантизме, в восточных учениях, в научно-материалистическом подходе. Мир многопланов, и для каждого из планов находится своя модель, свой адекватный язык описания.

Далее мы еще увидим образцы такого подхода, а пока проиллюстрирую на наглядном примере: его мнение о естественнонаучном эволюционном учении критическое, но очень далекое от примитивно-обскурантской неприемлемости (в стиле известного 'обезьянего процесса' 1925 года в США): 'В дарвинизме есть несомненная истина, ибо в данном природном состоянии царит борьба за существование и естественный подбор приспособленных. Но много раз уже указывали, что творческий агент развития для дарвинизма скрыт, что в этом учении нет субъекта развития. Поэтому недостаточность и неполнота дарвинизма теперь все более и более сознается в научных и философских кругах'2.

Бердяев называл свою философию антроподицеей - 'оправданием человека'. Главная задача и цель существования человека - слияние его с божественной сферой духа, Логосом. 'Человек — не простая тварь в ряду других тварей, потому что предвечный и единородный Сын Божий, равнодостойный Отцу, — не только Абсолютный Бог, но и Абсолютный Человек'3, утверждал Бердяев.

О соборности

Следует остановиться на одной особенности, пожалуй, всей отечественной философии, отличающей ее от западной. Это абсолютно незнакомое Западу понятие соборности (Бердяеву для перевода в западных изданиях пришлось специально выдумывать адекватный термин на базе хорошо знакомого всем французского слова commune). У Платона в его концепции 'мира идей', вероятно, можно попытаться отыскать какие-то истоки этого понятия, но бесспорно, что русская мысль придала ему совершено оригинальное содержание. Ввел в оборот термин 'соборность' славянофил Алексей Хомяков в первой половине XIX века, и им были больны все русские философы и публицисты, включая даже атеиста и материалиста Герцена. Упомянем еще 'ноосферу', идею которой математик Эдуард Леруа и католик-эволюционист Тейяр де Шарден заимствовали у Владимира Вернадского. Последний, несмотря на непрестанно подчеркиваемый материалистический характер своего учения (а что еще он мог говорить в Советской России 1930-х?), исходил все из той же соборности, будучи ярким представителем русского космизма (направления, к которому принадлежал и сам Бердяев, вслед за Вл. С. Соловьевым, а также ученые К. Э. Циолковский или, например, Александр Чижевский).

К сожалению, большинство публицистов XIX-XX веков всех направлений зацепилось за примитивное толкование соборности, как коллективизма (ставя знак равенства между соборностью и 'русской общиной'), в чем согласны были и славянофилы, и материалисты-народники и их критики из либералов-западников. Это породило множество недоразумений и в критике и в апологии соборности, как уникального православно-национального явления.

По Бердяеву соборность - явление макрокосмического уровня, слияние духовных творцов в едином Космосе-Логосе. Соборность по Бердяеву — это не интернационализм и не уравниловка: 'Современный социологизм (коллективизм — Ю.Р.) глубоко противоположен всякой соборности'4, 'Один может быть соборнее, универсальнее целого коллектива'5, и не чисто национальная особенность, обособляющая русский народ от остальных. 'В положительное, конкретное всеединство человечества входят все ступени бытия человека, вся полнота, в нем ничто не отменяется и не уничтожается, все достигает наибольшей силы и выражения'6.

Таким образом, хотя у Бердяева все сходится к абстрактно-религиозной соборности (к 'человеку-космосу', к 'надмирному духу-Логосу'), приземленный материалист Михаил Анчаров мог бы свести те же рассуждения к 'ноосфере', истоки которой материалистически настроенные последователи Вернадского находят даже у Маркса.

Красота и творчество

В статье 'Анчаров и религия' из сборника к 100-летию я обращал внимание на то, что в основе анчаровского мироустройства лежит 'представление о Красоте как идеале, абсолюте, который служит мерилом всего'7. Вот как развивает эту мысль Бердяев: 'В Джоконде есть вечная красота, которая войдет в вечную божественную жизнь. Творческая жизнь есть жизнь вечная, а не тленная. И как бессильны и жалки морализирования над великими творениями. Рождающаяся в творческом акте красота есть уже переход из 'мира сего' в космос, в иное бытие, и в ней не может быть тьмы, которая была еще в грешной природе творившего'8.

Причем Бердяев несколько неожиданно делает вывод о том, что основа творчества внерелигиозна, и, очевидно, считает это положение настолько важным, что подчеркивает его неоднократно:
'В Евангелии нет ни одного слова о творчестве, и никакими софизмами не могут быть выведены из Евангелия творческие призывы и императивы : Творческая активность человека не имеет своего священного писания, пути ее не открыты свыше человеку. : В деле творчества человек как бы предоставлен самому себе, оставлен с собой, не имеет прямой помощи свыше. И в этом сказалась великая премудрость Божья. : Если бы пути творчества были оправданы и указаны в священном писании, то творчество было бы послушанием, т. е. не было бы творчеством. (выделено автором - Ю.Р) : Если бы было откровение свыше о творчестве, откровение, запечатленное в священном писании, то не нужен и невозможен был бы свободный творческий подвиг человека'9.
'Творчество не есть только борьба со злом и грехом — оно создает иной мир, продолжает дело творения'10. 'Ницше возненавидел Бога, потому что одержим был той несчастной идеей, что творчество человека невозможно, если есть Бог'11.
'Творчество — не допускается и не оправдывается религией, творчество — само религия. (выделено автором - Ю.Р) : В тайне творчества открывается бесконечная природа самого человека и осуществляется его высшее назначение'12.
'Для божественных целей мира гениальность Пушкина так же нужна, как и святость Серафима Саровского. : Религиозным преступлением перед Богом и миром было бы, если бы Пушкин, в бессильных потугах стать святым, перестал творить, не писал бы стихов. Идея призвания по существу своему идея религиозная, а не 'мирская', и исполнение призвания есть религиозный долг. Тот, кто не исполняет своего призвания, кто зарывает в землю дары, совершает тяжкий грех перед Богом'13.

Анчаров недоумевал над идеей жертвенности творчества ('Золотой дождь'): 'Почему искусство требует жертв? Почему искусство требует жертв именно от художника?'14. Бердяев разъясняет, что творчество есть всегда жертва: 'Гениальность - по существу трагична, она не вмещается в 'мире' и не принимается 'миром'. Гений-творец никогда не отвечает требованиям 'мира', никогда не исполняет заказов 'мира', он не подходит ни к каким 'мирским' категориям. В гениальности всегда есть какое-то неудачничество перед судом 'мира', почти ненужность для 'мира'. Гениальность непонятна 'миру', не относима ни к каким 'мирским' дифференциациям человеческой деятельности. Гениальная жизнь знает минуты экстатического блаженства, но не знает покоя и счастья, всегда находится в трагическом разладе с окружающим миром'15.

Творец на вершине мира

Бердяев, вероятно, единственный из русских религиозных мыслителей, умудрившийся объединить в законченную картину мира либеральное представление о главенстве личности над коллективом с космическим единением человеческих разумов - соборностью. Тезис о главенстве индивидуальности, восходящий к деятелям Просвещения и подытоженный И. Кантом в 'Критике практического разума', неизменно служил (и до сих пор служит) красной тряпкой для всех без исключения антизападников любых уровней: от российских славянофилов до коммунистов, и от католических и православных консерваторов до представителей всех ветвей мусульманства, включая даже самые примирительно настроенные. Бердяев не пошел на поводу довлеющего в его кругах мнения, понимая, что одним тупым отрицанием, без признания и осмысления ведущей роли индивидуальности в современном мире обойтись невозможно.

Бердяев, как и Анчаров, во главу угла ставит личность человека-Творца: 'Творчество предполагает личность'; 'Творческий акт имманентно присущ лишь лицу, личности как свободной и самостоятельной мощи. : Бог — конкретная Личность и потому Творец; человек — конкретная личность и потому творец; весь состав бытия — конкретный, персональный и потому обладает творческой силой. Мир насквозь есть иерархия живых существ, оригинальных личностей, способных к творческому приросту бытия.'; 'Творец дает человеку — своему образу и подобию — свободную творческую мощь. Творчество человека подобно творчеству Бога, не равно и не тождественно, но подобно. Человек не есть абсолютное и потому не может обладать абсолютной мощью. В своем творчестве человек связан с другими людьми и со всем миром существ, он не всесилен. Но в личности человеческой есть оригинальная творческая мощь, подобная Божьей. Бог — не хозяин, не господин, не повелитель. Божье управление миром — не самодержавие. Ветхое сознание, подавленное и запуганное, знает Бога как страшного повелителя, как самодержавного хозяина. Такое богочувствие и богосознание несоединимо с христианством. : Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию и если Сын Божий — Абсолютный Человек, то это значит, что сыновний Богу человек предназначен быть свободным творцом, подобным Отцу — Творцу'16.

О мещанстве

Как мы хорошо знаем, одним из краеугольных камней мировоззрения Анчарова, особенно в раннем возрасте, была ярко выраженная антимещанская направленность. В своем отношении к мещанству Михаил Леонидович ничуть не противоречил общему направлению российской мысли XIX-XX веков, для которого неприятие мещанской, 'буржуазной' морали стало неким общим местом.

Бердяев разделяет эти взгляды, критикуя 'буржуазность' с религиозной точки зрения: 'В святоотеческом, традиционном христианском сознании добродетели отрицательные — смирение, отречение, воздержание — затмили добродетели положительные — мужество, благородство, честь'. 'Буржуазность есть приспособление к мировой данности в целях устроения, спокойствия и безопасности в этом мире. Буржуазность есть послушание положениям и оценкам, созданным инерцией и тяжестью этого мира. Буржуазно все, что оценивает человека не по качествам в нем, а по положению его, по окружающей его среде. Противоположно буржуазности всякое творческое преодоление мировой данности, выход из оценок мировой инерции. Противоположно буржуазности всякое жертвенное отречение от устроенности и безопасности. Мещанская мораль прикреплена к месту, ограничена данностью, боится всякого отрыва. В сущности, всякая бытовая мораль буржуазна — буржуазна и христианская бытовая мораль'17.

Тут очень хочется вспомнить Виктора Пелевина, который в 1993 году (еще до того, как стал известным писателем) в статье в 'Независимой газете' отмечал: '...мелкобуржуазность - особенно восторженная - не стала менее пошлой из-за краха марксизма'18.

Антимещанская позиция Бердяева не ограничивается осуждением, он говорит и об истоках мещанского мироощущения: 'Все всегда считали евангельскую мораль непригодной для жизни с ее заботами об устроении и безопасности. И мир христианский принял внехристианскую буржуазную мораль, пригодную для жизни, оправданную послушанием последствиям греха'19. 'Кто живет в вечном ужасе от собственного греха, тот бессилен что-нибудь сделать в мире : Великие моменты смирения и послушания легко превращаются в рабство, лицемерие и духовную смерть, если их признать единственными водителями жизни'20.

Индивидуальность и свобода

Противопоставление 'буржуазного' и 'творческого' духа неразрывно связано с противопоставлением 'индивидуализма' и 'индивидуальности'. Анчаров писал в повести 'Этот синий апрель': ':индивидуализм под видом общего блага работает на себя, а индивидуальность, наоборот, - под видом работы на себя хлопочет об общей радости'21. Мне всегда казалось, что в этих анчаровских определениях есть элементы игры слов, некоей надуманности для более доходчивой формулировки. Но вот читаю у Бердяева почти дословно то же самое: 'Индивидуализм есть опустошение индивидуальности, обеднение ее, умаление ее мирового содержания, т. е. уклон к небытию. : Индивидуальность и индивидуализм - противоположны. Индивидуализм - враг индивидуальности'22.

Верный себе, Бердяев находит исторически положительные стороны и в индивидуализме: 'Индивидуализм, так обострившийся в конце XIX века, восстал против власти природного и социального порядка над человеческой индивидуальностью'23. 'Иногда под индивидуализмом понимают освобождение индивидуальности от внешнего гнета, природного, социального, гнета установленной морали и установленной общественности. При таком понимании нужно признать положительную ценность индивидуализма. Нельзя, напр., отрицать здоровых элементов в индивидуализме эпохи Возрождения. Душа человеческая стоит больше, чем государства, обычаи и нравы, чем всякая внешняя польза, чем весь внешний мир.(выделено мной - Ю.Р.) Но в строгом смысле, который выявляется лишь в наше время, индивидуализм противоположен универсализму, он есть отъединение индивидуальности человека от вселенной, ее самообоготворение. Такой индивидуализм ведет к истреблению человека, к его падению в небытие. Бесконечно беден и бессодержателен человек, если нет ничего выше его'24.

Личную свободу Бердяев видел в качестве непременного условия для существования творческого человека: 'Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается из свободы'25. 'Свобода - положительная творческая мощь, а не отрицательный произвол. Отрицательное сознание своей свободы как произвола и есть падение, грех. : Свобода в грехопадении и была такой отрицательной, формальной свободой, пустотой, небытием, свободой для свободы, т. е. свободой 'от', а не свободой 'для'. : В грехе - свобода 'от'; в творчестве - свобода 'для''26.

Любопытно и буквальное совпадение Бердяева с известным изречением Бенджамина Франклина ('те, кто готов променять свободу на безопасность, не достойны ни свободы, ни безопасности'): 'Лишь жертва безопасностью дает свободу'27.

Революция духа

У Анчарова лейтмотивом всей ранней прозы было ощущение наступления Золотого века (из повести 'Золотой дождь'): 'Никогда еще люди так не ждали чего-то. В воздухе носится какое-то великое 'вот-вот"'28. Повесть 'Поводырь крокодила' полностью посвящена этой теме, в ней наступление Золотого века - не метафора, а реальность, пусть и фантастическая.

У Бердяева ощущение скорого наступления революции духа, пожалуй, выражено не менее ярко, чем у Анчарова. Еще во введении в 'Смысл творчества' он говорит: 'В мире разлагается и кончается религия рода, религия материальная. Все материально-родовое, ветхо-органическое имеет футуристически-технический, механический конец. Зарождается религия человека. Человеческий род перерождается в человечество. Это переход в иной план бытия из плана материального. В этом кризисе рода и материи и в окончательном рождении человека и жизни духа - сущность нашей эпохи'29. И далее не оставляет эту мысль: 'Мы стоим у порога мировой религиозной эпохи творчества, на космическом перевале. Но доныне все творчество 'культуры' было лишь подготовляющим намеком, знаком подлинного творчества мира иного'30.

И еще одну анчаровскую идею мы находим у Бердяева: о том, что каждый человек потенциальный гений, причем более тщательно разработанную: 'Гениальность присуща многим, которых гениями назвать нельзя. Потенция гениальности заложена в творческой природе человека, и всякий универсальный творческий порыв гениален. Есть натуры гениальные по онтологической своей природе, по творческой своей неприспособленности к 'миру сему', хотя и не гении. Гениальность есть особая добродетель, не всем данная, но подлежащая утверждению и развитию, особое мирочувствие, особое напряжение воли, особая сила хотения иного. Гениальность коренным образом отличается от таланта, ничего общего с ним не имеет. Гениальность совсем не есть большая степень таланта - она качественно отличается от таланта. Талант есть дар дифференцированный, специфицированный, отвечающий требованиям раздельных форм культуры. Талант есть свойство художника, ученого, общественного деятеля, а не человека. Гений есть соединение гениальной природы с специфическим талантом. : Творец предназначал человека к гениальности'31.

Об искусственном интеллекте

И в заключение невозможно е сказать несколько слов на тему искусственного интеллекта, которая стала актуальной именно в наши дни. В тексте нашей биографии ('Михаил Анчаров') вы найдете, что из анчаровских идей о 'третьей сигнальной системе' следует невозможность построения искусственного разума (процесс мышления не подчиняется логике, не может быть разложен на элементарные операции, а происходит скачком). Бердяев с этим ограничением со своей точки зрения был совершенно солидарен: 'Есть вечная и непереходимая грань, отделяющая творчество тварное, человеческое от творчества божественного, творчества Творца. Тварное существо не творит существ - существа творит лишь Творец. Тварное бытие не сильно создать лицо — лицо создается лишь Богом. Лицо предвечно творится в Боге. Всякая попытка со стороны тварного существа создать существо, лицо ведет лишь к созданию автомата, мертвого механизма'32.

Бердяевские слова вполне переложимы на естественнонаучный язык. Общесистемное, строго научное объяснение ограничению, которое Бердяев излагает в религиозных терминах, говорит о том, что для создания системы некоего уровня сложности необходима система более высокого уровня. Можно так сказать, что для создания разума необходим метаразум - это то же самое, что бердяевский бог-Творец.

Я останавливаюсь на этом, специально несколько выходя за рамки темы, потому что за сто лет со времени создания 'Смысла творчества' положение о невозможности искусственного разума пытались пересмотреть неоднократно (в связи, понятно, с возникновением компьютеров). Сейчас мы наблюдаем очередную волну попыток пересмотра в связи с возникновением самообучающихся нейросетей: название ChatGPT слышали, наверное, многие, и про него даже уже издаются законы и пишутся возмущенные декларации со смыслом 'надо ограничить, пока машины не завоевали мир'.

Умнейшие и образованнейшие гуманитарии всерьез рассуждают о скором наступлении эпохи доминирования машинного разума. Известный философ и литературовед Михаил Эпштейн, например, приходит в восторг от результатов своего эксперимента по ответу ИИ на вопрос о возможном третьем персонаже басни Крылова 'Стрекоза и муравей'. Между тем, рассуждения ИИ о том, что третьим персонажем должна быть пчела (как среднее между двумя крайностями) не содержат ни грамма творчества: это банальная линейная интерполяция между двумя точками. Предложенный одним из участников ответ 'энтомолог с сачком' представляется куда более соответствующим понятиям 'мышление' и 'творчество'.

Есть вещи, в которых новый инструмент безусловно следует ограничивать: например, с помощью ИИ химик может создать рецепт нового яда, против которого нет противоядия, а биолог - случайно (или намеренно) создать и выпустить в мир неизвестный вирус. Но спешу вас успокоить по поводу 'машинного разума': ни одна из созданных систем всерьез не прошла элементарного теста Тьюринга по имитации человека. Они легко ловятся, например, на лингвистически неоднозначных формулировках. 'Арбуз не влезает в чемодан, потому что он маленький. Что меньше - чемодан или арбуз?' - ChatGPT выдает неверный или неопределенный ответ и ему приходится уточнять очевидное для человека, что именно чемодан в большинстве случаев меньше арбуза. ChatGPT прекрасно (лучше и безошибочней человека) составляет тексты программ на языках программирования, но при этом позорно путается в элементарной арифметике, при попытке ответить на вопрос 'сколько будет 99999 умножить на 999'.

Мне возразят, что ИИ быстро совершенствуется и это правда: каждое отдельное упущение легко исправить. Но дело как раз в принципе: ИИ при всем желании его творцов не может создать ничего нового за рамками того корпуса знаний и фактов, на котором его обучали, и нет никаких оснований для предположения, что сможет это делать когда-нибудь в будущем. Это вытекает из простого факта: в самой своей основе метод обучения нейросетей ничем не отличается от банальной статистической регрессии (т.е. проведения оптимальной кривой по экспериментальным точкам), а регрессия не допускает экстраполяции результатов. Полученная кривая работает только внутри диапазона имеющихся данных и принципиально не обладает предсказательными возможностями за их пределами.

Был уже случай, когда художник получил приз за работу, выполненную с помощью ИИ. Когда он признался, развернулся было скандал, но быстро выяснилось, что нет никаких оснований для лишения награды: художник более полугода работал с ИИ и создал совершенно оригинальную работу в собственном стиле. Так что ИИ - это просто очередной инструмент, который, да, меняет рынок интеллектуального труда, в перспективе может быть даже не меньше, чем это сделали компьютеры полвека назад, или Гутенберг полутысячелетием ранее. Он мог бы составить эту статью за меня, и наверняка сделал бы это лучше, но бессилен создать новую философскую систему с нуля, как это сделал Михаил Леонидович.

28 марта 2024 г.


1'Смысл творчества', стр. 89-90
2'Смысл творчества', стр. 133
3'Смысл творчества', стр. 76
4'Смысл творчества', стр. 2670
5'Смысл творчества', стр. 152
6'Философия неравенства', стр. 78
7Михаил Анчаров: исследования и материалы / сост. А. В. Кулагин, В. Ш. Юровский. — М.: Булат, 2023, стр. 228.
8'Смысл творчества', стр. 159
9'Смысл творчества', стр. 90-91
10'Смысл творчества', стр. 94
11'Смысл творчества', стр. 100
12'Смысл творчества', стр. 104
13'Смысл творчества', стр. 165
14Цит. по изданию: М. Анчаров. Теория невероятности: Роман и повесть. - М.: Мол. гвардия, 1966, стр. 270
15'Смысл творчества', стр. 167-168
16'Смысл творчества', стр. 129-133
17'Смысл творчества', стр. 246-248
18 Виктор Пелевин. 'Джон Фаулз и трагедия русского либерализма'. - 'Независимая газета', 20 января 1993 19'Смысл творчества', стр. 248
20'Смысл творчества', стр. 250
21Цит. по изданию: М. Анчаров. Этот синий апрель... - М.: Сов. Россия, 1969, стр. 90.
22'Смысл творчества', стр. 147
23'Смысл творчества', стр. 146
24'Смысл творчества', стр. 148
25'Смысл творчества', стр. 138
26'Смысл творчества', стр. 141
27'Смысл творчества', стр. 207
28Цит. по изданию: М. Анчаров. Теория невероятности: Роман и повесть. - М.: Мол. гвардия, 1966, стр. 275
29'Смысл творчества', стр. 15
30'Смысл творчества', стр. 97
31'Смысл творчества', стр. 168-169
32'Смысл творчества', стр. 136

Вверх
На главную страницу