М. Л. Анчаров: материалы из личного архива и Российского государственного архива литературы и искусства

Комментарии Н. Игнатова, Ю. Ревич, В. Юровский
Благодарим Александру Ротову (г. Ульяновск) за составление описи архива РГАЛИ.
Из-за большого объема не все тексты представлены полностью. В таких случаях приведены краткие сравнительные изложения, подготовленные Н. Игнатовой.
Анчаров М. Л. 'Помощник красоты'. Рассказ.
РГАЛИ. Ф. 618. Редакция журнала 'Знамя'. Рукописи, присланные в редакцию и не напечатанные в журнале. Оп. 14. Ед. хр. 69. 1947 г. 131 л. Машинопись с правкой автора. Автограф.

В силу низкого качества оригинала автоматическое распознавание текста невозможно, потому текст упакован в формат PDF в виде изображения: скачать

Комментарий. Оригинал, на 6 листах. Как продолжение этого рассказа — рассказ 'Экзотика' (на развороте тетради в клетку, оригинал на 5 листах).
Первый рассказ о встрече мастера, резчика по кости, с Красотой. Впоследствии был преобразован в историю деда-игрушечника, изложенную в 'Теории невероятности' и в 'Песне про деда-игрушечника с Благуши'.
Второй рассказ демобилизованного офицера о войне в Манчжурии и проблеме проституции.
Относится к первым литературным опытам М.Л. В тексте обычные для начинающего автора ошибки: хромает синтаксис, в основном в диалогах, есть лишние запятые, не хватает вопросительных знаков.
Автограф на обороте последней страницы рассказа (вероятно, рукой секретаря редакции, в сканированном тексте не приводится): Анчаров Михаил Леонидович, Москва, Тетеринский пер., д.12, кв.28. тел. Л-7-63-46 (адрес квартиры К. Б. Суриковой - мамы Н. А. Суриковой, той самой квартиры, в которой состоялась встреча М.Л. с Н. Н. Грин.).
В архиве М. Л. Анчарова сохранилось письмо от 12.07.1948 г. с отказом в публикации 'Помощника красоты' также и в журнале 'Смена'.

Анчаров М. Л. 'Франсуа'. Трагедия.
Текст из личного архива с дарственной надписью Джойе Афиногеновой в её день рождения 24 февраля 1955 года.
В силу низкого качества оригинала (5-й или 6-й экземпляр машинописи) автоматическое распознавание текста невозможно, потому текст упакован в формат PDF в виде изображения: скачать

Комментарии. Из авторского предисловия следует, что трагедия приурочена к приближавшемуся юбилею (525-летию со дня рождения) французского поэта Франсуа Вийона (01.04.1431-после 1463). О попытках опубликовать или поставить трагедию ничего не известно.
В архиве автора сохранилась машинопись одноимённой пьесы, датированная 1972 г.
В 1988 году М.Л. включил ее текст в повесть 'Стройность', которая была напечатана в первом посмертном издании 'Звук шагов' (М.: Изд-во МП "Останкино", 1992. - С. 176-202, 204-224).

Анчаров М., Вонсевер. С. 'Баллада о счастливой любви'. Сценарий.

Литературный вариант 'Баллады о счастливой любви' опубликован в журнале 'Искусство кино' (1956. ?6. с. 30-75) и размещен на страничке 'Проза и песни' нашего сайта.
В РГАЛИ представлен начальный вариант сценария:
— 'Баллада о счастливой любви' 1-й вар. РГАЛИ. Ф. 2372. (Сценарная студия Министерства культуры СССР). Оп. 21. Ед. хр. 413. 1 октября 1955 г. 86 л.
а также авторский вариант рукописи из журнала 'Искусство кино':
— Анчаров М., Вонсевер С. 'Баллада о счастливой любви'. Сценарий. РГАЛИ. Ф. 2912. (Редакция журнала 'Искусство кино'). Оп. 1. Ед. хр. 242. 1956 г. 90 л. Машинопись с правкой редактора.

В РГАЛИ также представлены несколько вариантов этого сценария, отражающих историю попыток авторов пристроить его на различные киностудии:
— 3. Литературный сценарий Анчарова Михаила Леонидовича и Вонсевера Семена Иосифовича 'Баллада о счастливой любви' 1-й вар. РГАЛИ. Ф. 2372. (Сценарная студия Министерства культуры СССР). Оп. 21. Ед. хр. 413. 1 октября 1955 г. 86 л.
— Анчаров М., Вонсевер С. 'Баллада о счастливой любви' - литературный сценарий. РГАЛИ. Ф. 2453. (Киностудия 'Мосфильм'). Оп. 3. Ед. хр. 1433. 1955 г. 100 л.
— Анчаров М., Вонсевер. С. 'Баллада о первой любви' ('Баллада о счастливой любви') — литературный сценарий 1-й вариант. РГАЛИ. Ф. 2468. (Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Сценарии, не пошедшие в производство, и материалы к ним). Оп. 2. Ед. хр. 791. 1955 г. 99 л.

Комментарии. Вариант к/с им. Горького практически совпадает с напечатанным в 'Искусстве кино'. Был принят в производство (режиссер С. Ростоцкий), но в конце концов отклонен по политическим мотивам (охлаждение отношений с Китаем).
Крупные отличия от опубликованного варианта:
Главному герою 'Баллады:' Василию предлагают ехать в Москву хлопотать по поводу Мей Хуа, а в публикации он едет во Владивосток.
В Москве он не остается в доме Степанова, а через сутки уходит жить к дворнику в этом же дворе.
Перед тем как придти в квартиру Степановых, он ночует во дворе, где и знакомится с дворником. Уходит к Степановым рано утром, а в процессе разговора с дочкой Степанова Надей каким-то хитрым образом оказывается вечер, потому что Надя показывает ему библиотеку, где он будет жить, ужин на столе и желает ему спокойной ночи.
В публикации он уходит жить к дядьке-барыге во Владивостоке, что ему совсем не по нутру. В сценарии он уходит на железную дорогу работать.
Соответственно, окончание школы Надя с одноклассниками встречает не на заливе, а на берегу Московского водохранилища. В театр они идут не на приехавшую из Москвы труппу, а в Центральный дом железнодорожника на 'Ромео и Джульетту'. При этом фамилии актеров, участвующих в спектакле, сохранены: Бабанова и Астангов.
Степанов уезжает но умалчивает куда (на войну в Испанию, на войну с Финляндией?).
Василий поступает в военное училище.
Парад 1941 года. Василий получает письмо с известием, что Машенька (Мей-Хуа) умерла.
В Манчжурии Ван Ю-фын пытается взять в жены Мей-Хуа. Сяо Чуй спасает Мей Хуа. Они бегут вместе.
Осень. Плен. (Сцена несколько изменена в публикации, но смысл сохранен).
В публикацию не вошло, но появилось в сценарии:
Сяо Гуй и Мей Хуа добираются до Янаня - города, борющегося против японцев и Гоминдановского правительства.
Сцена с Мао Цзедуном. Современный режиссер убеждает Мао, что время старинных пьес кончилось, что нужно современное искусство и т.п. Мей Хуа играет в пьесе, которой уже 500 лет. Мао отмечает современность звучания пьесы и выделяет игру Мей Хуа.
Чен находит Мей Хуа. Он вынужден послать на разведку Мей Хуа с Сяо Гуем. Диалог несколько изменен, но не сильно.
Вася в разбомбленном доме. Сказка.
Мей Хуа в разведке. Попадает в тюрьму, потому что её узнал Ван Ю-фын.
День Победы. Степанов -генерал. Уезжает на Восток. Василий едет его провожать и уезжает с ним. Сцена его предложения Наде стать его женой сохранена. Так же как и разговор Степанова с дочерью.
Ван Ю-фын грозит Мей Хуа, что ее отдадут в публичный дом. Он не может ей простить своего позора, когда она убежала из-под венца. Но тут начинается бомбежка, Мей Хуа свободна.
Последняя сцена совпадает с публикацией, где Вася пьёт воду, которую ему подала Мей Хуа и т.д.

— Литературный сценарий Анчарова Михаила Леонидовича и Вонсевера Семена Иосифовича 'Баллада о счастливой любви'. II-й вариант. Ф. 2372. (Сценарная студия Министерства культуры СССР). Оп. 21. Ед. хр. 414. 8 марта 1956 г. 97 л.

Также имеются две стенограммы обсуждения этого сценария:
— Стенограмма заседания секции кинодраматургии по обсуждению сценария Анчарова и Вонсевера 'Баллада о счастливой любви'. РГАЛИ. Ф. 2464. (Московская писательская организация Союза писателей РСФСР). Оп. 1. Ед. хр. 621. 6 апреля 1956 г. 61 л.
— Стенограмма заседаний художественного совета по обсуждению литературного сценария М. Анчарова и С. Вонсевера 'Баллада о счастливой любви'. РГАЛИ. Ф. 2468. (Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Сценарный отдел). Оп. 2. Ед. хр. 179. 19 апреля 1956 г. 58 л.
Выдержки из стенограммы обсуждения на студии М.Горького скачать.

Анчаров Михаил Леонидович 'Солнечный круг'. Сценарий.
РГАЛИ. Ф. 2372. (Сценарная студия Министерства культуры СССР).1956-1958 гг.

Замысел сценария Анчарова Михаила Леонидовича 'Солнечный круг'.
РГАЛИ. Ф. 2372. Оп. 23. Ед. хр. 9. 22 сентября 1956 г. 2 л.
Скачать замысел сценария 'Солнечный круг'

Сценарий Анчарова Михаила Леонидовича 'Солнечный круг' (очевидно, черновой первый вариант).
РГАЛИ. Ф. 2372. Оп. 23. Ед. хр. 10. 12 мая 1957 г. 90 л.
Вариант с правкой автора.

В архиве имеется еще один экземпляр, озаглавленный 'I вариант', от 16 мая 1957 г. (объемом 106 страниц). Имеется II-й вариант (1 октября 1957), III-й вариант (19 декабря 1957), IV-й вариант (3 марта 1958).

Литературный сценарий Анчарова Михаила Леонидовича 'Солнечный круг'. V-й вариант.
РГАЛИ. Ф. 2372. Оп. 21. Ед. хр. 419. 3 июня 1958 г. 99 л. Редактор Е.Магот
Краткое изложение первого и пятого вариантов скачать.

Заключения членов Редколлегии Сценарной студии Виноградской К. Н., Габриловича Е. И., Каплера А. Я., Смирновой М. Н. по литературному сценарию Анчарова Михаила Леонидовича 'Солнечный круг'. РГАЛИ. Ф. 2372. Оп. 21. Ед. хр. 420. 5 мая-26 декабря 1957 г. 8 л. Скачать

Анчаров М. Л. 'Гриб и роза'. Сценарий мульфильма.
РГАЛИ. Ф. 2469. (Киностудия 'Союзмультфильм'. Дела непоставленных сценариев (заявки, литературные сценарии, заключения на сценарии, стенограммы, переписка). Оп. 2. Ед. хр. 238. 1955-1964 г. 64 л. Машинопись с правкой.
Текст сценария 'Гриб и роза' (перепечатан Н.Игнатовой) скачать.
Комментарий. Сценарий не датирован, однако, судя по тексту, он написан к Московскому фестивалю молодежи и студентов 1957 года — одному из знаковых событий хрущевской 'оттепели'. По этому признаку можно заключить, что текст написан не позднее начала 1957 года. В сценарии под названием 'роза' подразумевается эмблема фестиваля: цветок с пятью лепестками, символизирующими пять континентов.
Анчаров М. Л. 'Соловьиная дорога'. Пьеса.

Анчаров Михаил Леонидович. 'Соловьиная дорога', девиз 'Облака'. Приложение: рецензия, адрес. РГАЛИ. Ф. 2095. (Главное управление по делам искусств Министерства культуры РСФСР. Пьесы, поступившие на конкурс на лучшую пьесу в 1957 году). Оп. 4. Ед. хр. 85. 15 августа 1957 г. 84 л. Машинопись.

Изложение сюжета пьесы и текст рецензии жюри скачать.
Анчаров М. Л. 'Луна над Благушей'. Литературный сценарий.
В РГАЛИ хранится большое количество материалов по сценарию 'Луна над Благушей'. Договор на написание заключен 22 июля 1959, последний (пятый) вариант датирован 2 августа 1960:
Анчаров М. Л. 'Луна над Благушей' литературный сценарий. 5-й вариант. РГАЛИ. Ф. 2453. (Третье творческое объединение московской киностудии 'Мосфильм'. Сценарии, не пошедшие в производство и материалы к ним). Оп. 1. Ед. хр. 850. 1960 г. 86 л.
Пересказ этого последнего варианта сценария скачать.

Комментарий. Сюжет сценария, действующие лица и вставные новеллы во многом совпадают с будущей 'Теорией невероятности'. Режиссер А. П. Саранцев в интервью С. Новикову отмечал про Анчарова, что 'по масштабу он монументалист'. По его ранним сценариям и некоторым последующим вещам действительно видно, что в это время Анчаров никак не может избавиться от стремления к монументальным обобщениям (символическим демонстрациям 'единства поколений', преимуществ 'нашего человека', 'братства национальностей', 'возможностей человека-творца' и тому подобных восторженных образов), широко представленых в предыдущих работах, таких, как 'Баллада о счастливой любви', 'Солнечный круг', 'Гриб и роза' и другие. 'Луна над Благушей' также страдает от стремления к подобному размаху, хотя и в значительно меньшей степени, чем предыдущие работы. Почти полностью лишенная столь пафосных образов и практически сведенная к личной истории знакомства Алеши и Кати 'Теория невероятности' значительно выиграла.

В этом документе собраны обсуждения и рецензии на сценарий 'Луна над Благушей'. Советуем обратить внимание на последние две страницы, где рецензентом обстоятельно излагаются литературные недостатки, частично потом перекочевавшие в 'Теорию невероятности'. Интересно, однако, что читатели 'Теории невероятности' совершенно их не заметили!
Анчаров М. Л. 'Список приглашенных' - сценарий, пьеса.

В архиве РГАЛИ имеются две позиции, относящиеся к 1961 и 1968 году:
— Анчаров М. Л. 'Список приглашенных' - литературный сценарий. РГАЛИ. Ф. 2453. (Второе творческое объединение Московской киностудии 'Мосфильм'. Дела сценариев). Оп. 4. Ед. хр. 862. 1961 г. 88 л.
— Анчаров М.Л. 'Список приглашенных', пьеса в 3 действиях. РГАЛИ. Ф. 2946. (Московского драматического театра им. Н.В. Гоголя. Пьесы, не принятые к постановке). Оп. 3. Ед. хр. 261. [1968] г. 84 л. Машинопись.

В личном архиве имеется текст 'Списка приглашенных' из двух глав, названный 'телевизионой повестью' и датированный 1973 годом с пометкой 'ЦТ'. В силу низкого качества оригинала автоматическое распознавание текста невозможно, потому текст упакован в формат PDF в виде изображения:скачать.

Комментарий. О судьбе 'Списка приглашенных' на Мосфильме и в театре им. Н.В. Гоголя ничего не известно — очевидно, пьеса была отвергнута и в том и в другом случае. Текст от 1973 года, вероятно, отражает неудачную попытку поставить ее на телевидении на волне успеха 'День за днем'. Текст из архива содержит две главы, в то время, как в варианте для театра Гоголя упоминается 3 действия. Но по объему машинописи (48+46=94 страницы, не считая титульных) текст даже несколько превышает мосфильмовский и гоголевский варианты, потому, очевидно, текст телевизионной повести в личном архиве представлен полностью.

Анчаров М. Л., Вонсевер С. И. 'До свидания, Алеша'. Литературный сценарий.

В РГАЛИ хранится вариант, представленый в 'Мосфильм' в 1961 году:
— Анчаров М. Л., Вонсевер С. И. 'До свидания, Алеша' - литературный сценарий. 1 вариант. РГАЛИ. Ф. 2453. (Второе творческое объединение Московской киностудии 'Мосфильм'. Дела сценариев). Оп. 4. Ед. хр. 863. 1961 г. 76 л.
В личном архиве сохранился текст, датированный 5 января 1961 г. В силу низкого качества оригинала автоматическое распознавание текста невозможно, потому текст упакован в формат PDF в виде изображения: скачать.

Для предварительного ознакомления подготовлено Краткое изложение


Вверх
На главную страницу